Немного о прическах
«Дворянки предпочитали локоны. Свисавшие по бокам локоны обязательно должны были виднеться из-под шляпки или чепца. Если кудри были фальшивыми, то они зачастую пришивались к краю шляпки и снимались вместе с нею. К голове такие вспомогательные кудри крепились гребнями. Как сообщал модный журнал, «у самых красивых черепаховых гребенок верхняя часть над зубцами делалась ажур». Гребни делались очень высокими , похожими на те, что у испанок легко удерживали на волосах черную кружевную мантилью.
..А это и впрямь было проблемой – при отсутствии привычного нам лака для волос сохранить пристойную прическу до окончания бала. Не только душный воздух бального зала, но и туман во время уличной прогулки, и ветер во время поездки в открытом экипаже угрожали продуманным завиткам. Конечно, волосы можно было укрепить квасом, но в этом случае дама и ее кавалер должны были мириться с его совсем не романтическим запахом. Более покладистыми, в буквальном смысле слова, были искусственные кудри.
«Из накладных или искусственных волос локоны до ушей – тирбушоны, коих выгода особенно заметна при вечерней сырости», - входит в положение кокеток обозреватель «Московского телеграфа».
Из этого же источника узнаем новые подробности: « В головных дамских уборках цветы, бриллиантовые, золотые и серебряные колосья накалываются на верхней части головы и превышают собою самые высокие складки волосов. Часто цветы бывают на длинных стебельках, чтобы при малейшем движении головы они могли качаться. На задней стороне некоторых из сих уборок прикалывают широкий бант из газовой ленты, у которой висящие концы столь длинны, что простираются гораздо ниже пояса.»
«Самые странные уборки головные теперь в самой большой моде. Ленты смешиваются с цветами и бриллиантами, с перьями. Иногда дамы собирают все это собирают вместе. Заметили пучки белых перьев, образующих диадему на лбу, и в той же уборке на задней части головы, виден был хвост райской птички: между ними возвышались огромные банты лент с золотыми сеточками и с рядами волосов. Часто страусовые перья, в разных направлениях, видные с одной стороны и букли, бриллиантовые колосья с гребенкою, осыпанною каменьями – с другой. Наконец, есть уборки их жемчугу, золотых и бархатных цветов, марабу и верхушек страусовых перьев разных цветов.»
Виртуозы-парикмахеры умудрялись закреплять на небольшой дамской голове флаконы с водой с водой для букетика живых цветов. Миниатюрные клумбы могли стать учебным пособием по ботанике - там использованы были самые редкие растения и цветы. «У многих молодых особ на головах розы или королевины астры, у некоторых туберозы или испанский жасмин гирляндою. Почти у всех волосы на висках были пуками, как снег навеянными. Только у некоторых иностранных дам волосы напереди головы были причесаны гладко, а назади l'enfant.»
«Наверху волосы бывают ныне высоко подняты в узлы апполоновы».
«Апполонов узел» (noeud d'Apollon) – это был действительно узел или широкий бант из поддельных волос вышиною не менее, конечно, чверти аршина; он втыкался вместе с гребнем на самой середине макушки головы, от висков же к глазам закручивались и приклеивались к лицу гуммиарабиком тоненькие крючочки из собственных волос, называемые акрошерами. ( М. Бутурлин. Записки)
Корреспондент «Московского телеграфа» в Париже удивлялся: «Видя волосы, не разбивавшееся после танцев, удивляешься, как они держаться, несмотря на вальсы и кадрили. Род вилки из легкой латуни вплетается в волосы и поддерживает уборку головы иногда в пять вершков высоты.»
(“Локон жгучий, локон черный.. История женских причесок»; Наталья Резанова)
« Цветы, которых среди рыжих, зеленых, нежно-голубых лепестков дрожат капли росы, гибкие ветви, небрежно падающие на плечи, старинные монеты, жемчужные сетки, брильянтовые звезды, заколки с филигранью или бирюзой, золотые нити, вплетенные волосы, невесомые и прозрачные радужные перья, банты, похожие на пышные растрепанные розы, переплетения бархатных лент, легкая золотистая или серебристая газовая ткань, играющая в лучах света, кисти розовых кораллов, гроздья аметистов, ягоды рубинов, бабочки из драгоценных камней, стеклянные шары с металлическим отсветом, надкрылья жука-златки – одни словом, все, что только можно вообразить самого свежего, самого кокетливого, самого блестящего, служит украшением причесок, в которых вы не найдете ничего лишнего, ничего чрезмерного, ни вздорной тяжеловесности, не смешной роскоши – только то, что гармонирует с формой и выражением лица..»
(Т. Готье. Мода как искусство)
“В 1830-е годы женские прически усложняются: впереди , по двум сторонам от пробора, располагаются круто завитые букли, по форме напоминающие стружки, а на темени делается сложное сооружение в виде высокого банта из стоящих волос, так называемый «узел Апполона», удерживаемый ажурным гребнем. По-прежнему модны гребни с высокими венцами и тонкими ажурными рисунками из рога и панциря черепахи. Подобные прически с эффектно воткнутыми в них гребнями мы видим на акварельных рисунках, живописных портретах и миниатюрах художников К. и А. Брюлловых, П. Ф. Соколова, В. Гау и К.Гампельна.»
( «Костюм в России: XV - начало XX века»; Л.В. Ефимова, Т.С. Алешина, С. Ю. Самонин)